Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Взаимодействие с семьей

Дата: 7 декабря 2017 в 15:03, Обновлено 6 февраля 2021 в 17:24

Взаимодействие с семьей

Современная  семья не может растить ребенка изолированно от образовательных учреждений: ребенок сначала посещает дошкольное учреждение, затем учится в школе, занимается в какой-либо студии и т. д. Все эти учреждения помогают семье развивать ребенка и по­этому должны быть заинтересованы в объединении усилий с учетом своих преимуществ. Признание приоритета в воспитании собствен­ных детей требует иных отношений семьи и дошкольного учрежде­ния. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудни­чество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации со­вместной деятельности, которая осуществляется на основании со­циальной перцепции и с помощью общения.

Педагогическая культура родителей - это их педагогическая подготовленность и зрелость как воспитателей, которая дает положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая подготовленность включает в себя определенный объем психологических, педагогических, важных и необ­ходимых медицинских, правовых, экономических знаний.

Формы и методы

оказания социально-педагогической  помощи и поддержки семье:

  1. консультирование по проблеме (в том числе телефонное), по которой родители испытывают трудности в воспитании и развитии ребенка;
  2. консультирование специалиста: медика, юриста, учителя-дефектолога, психолога и др.
  3. проведение тренингов с детьми, с родителями;
  4. беседа с родителями; при этом важно дать понять, что у них в семье есть проблемы, а затем работать по индивидуальному плану с этой семьей;
  5. приглашение на групповые дискуссии, «круглый стол», в родительский клуб и т. д., с тем чтобы повысить педагогическую культуру родителей, предоставить возможность сравнить свою позицию по вопросам семейного воспитания с позицией других родителей, специалистов;
  6. выполнение родителями поручения, в результате чего можно установить доверительные отношения, а затем сотрудничать более тесно;
  7. участие в различных совместных мероприятиях родителей и детей. Желательно организовать «Клуб веселого настроения» «Семейную гостиную», в которых будут проходить подобные встречи. Это объединяет детей и родителей, вырабатывает привычку к культурному досугу, здоровому образу жизни;
  8. пользование библиотекой. Можно предложить родителям различную литературу, газеты, журналы, где освещаются интересные, яркие примеры воспитания детей в семье. Затем провести небольшое собеседование, обмен мнениями о прочитанном;
  9. пользование игротекой. Играя в совместные игры, родители и дети сближаются, объединяются общей идеей, интересами что положительно влияет на их взаимоотношения;
  10. проведение отдельных благотворительных мероприятий, акций;
  11. оказание материальной помощи нуждающимся семьям;
  12. прямое включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Советы педагогам по организации посещения на дому:

  1. Помните, что домашний визит требует тщательной подготовки.
  2. Сообщите семье о своём визите, с какой целью и в течение которого времени вы будете у них находиться.
  3. Возьмите с собой работы ребёнка, портфолио.
  4. Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своём ребенке, задать вопросы.
  5. Будьте осторожны, говоря о ребенке, старайтесь больше хва­лить.
  6. Обратите особое внимание на детей и родителей, которые всячески уклоняются от встреч на «их территории».

Рекомендации воспитателям

«Как успешно провести родительское собрание»

  1. Планируя собрание, продумайте его, как встречу с друзьями.
  2. Разошлите персональные приглашения и подтвердите их устно. Многие родители избегают участвовать в собраниях и их нужно подтолкнуть.
  3. Обеспечьте  присмотр за детьми во время собрания.
  4. Если семья не может посетить собрание, пошлите домой записку, в которой укажите содержание обсуждения и выразите надежду, что в следующий раз они смогут прийти.
  5. Проводите собрание в спокойной, дружеской обстановке.
  6. Пусть сообщения будут короткими. У взрослых небольшой объём внимания, особенно к концу дня.
  7. Постарайтесь оживить сообщения. Используйте юмор, шутку.
  8. Активизируйте обсуждение: участие в разговоре повышает заинтересованность. Задавайте открытые вопросы.
  9. Используйте все возможные наглядные средства для иллюстрации идей и соображений. Если вы обсуждаете вопросы детского развития, используйте магнитофонные записи, фотографии детей. Родителям это нравится.
  10. Всегда оставляйте на собрании время для общения родителей между собой.
  11. На собрание обязательно приглашайте представителей администрации учреждения.
  12. Целесообразно после собрания сделать следующее:
  • вывесить решение собрания родителей с указанием ответственных за выполнение и определением сроков;
  • сделать оценку эффективности родительского собрания.

Тематика консультаций для родителей определяется их запросами, выявленными в результате опроса, анкетирования, бесед, а также в процессе проведения наблюдений, домашних визитов в семью и т. п..

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Советы педагогам по организации консультаций

  1. Родители должны быть заранее информированы о проведении тематических консультаций. Кроме объявлений о предстоящей кон­сультации, лучше всего послать или вручить родителям индивиду­альные открытки, записки с приглашением.
  2. Желательно подобрать соответствующий тест или соста­вите памятку по теме консультации. Это позволит родителям уточнить, скорректировать некоторые позиции, сделать само­оценку, самоанализ собственных действий и качеств, связан­ных с воспитанием ребёнка.
  3. Длительность темати­ческой консультации не должна превышать 15-20 минут. Успейте за это время сказать самое главное, важное в виде советов, реко­мендаций.
  4. Уточните, есть ли у родителей вопросы, ответьте на них.
  5. Подберите заранее и предложите желающим литературу, в случае если они захотят узнать о волнующей их проблеме больше.
  6. В тематической консультации должны участвовать специали­сты, которые могут помочь найти оптимальный вариант ре­шения проблемы (социальный педагог, психолог, врач, медсе­стра, логопед, нарколог, юрист, учитель и др.). В проведении некоторых консультаций могут оказать помощь профессиона­лы-родители, дети которых посещают ваше дошкольное уч­реждение.

PE01194_

Советы педагогам при проведении групповых

мероприятий с родителями

  • Выберите наиболее актуальную, значимую проблему для всех или многих родителей.
  • Создайте атмосферу комфорта и доброжелательности.
  • Заранее информируйте родителей о предстоящем мероприятии. Вручите обоим родителям «Приглашение».
  • Используйте разнообразные формы активизации родителей. Например, обсуждение проблемы может вестись в форме диалога, полилога, дискуссии; выполнение практических заданий - индивидуально, в парах, в малых группах по три-шесть человек, в виде педагогического соревнования.
  • Включите игры, элементы тренингов, работу с памяткой, где каждый родитель будет активным равноправным участником.
  • Предоставьте возможность высказаться всем желающим родителям.
  • На подобные встречи приглашайте обоих родителей.
  • Используйте наглядность, раздаточный материал, музыкальное сопровождение и прочее.
  • Предоставьте родителям возможность учиться друг у друга, самим «добывать» знания, анализировать свой педагогический опыт.
  • Не забудьте о юморе, способствуйте приятной, непринужденной обстановке во время общения участников.
  • Будьте готовы к общению с «трудным» родителем.
  • Хорошо, если мероприятие завершится совместным чаепитием в непринужденной, дружеской обстановке.

Подготовила:

Заместитель заведующего по основной деятельности

Филимонова Наталья Викторовна

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.