«Спортивные игры – форма рационально организованной двигательной активности»
В настоящее время одной из приоритетных задач является не только сохранение здоровья детей, но их физическое развитие. Именно в детский период у детей формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Одной из основных задач физического воспитания детей является разностороннее развитие двигательных способностей. Ведь уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: быстрота, ловкость, мышечная сила, гибкость, выносливость.
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.
Игры и игровые упражнения, и двигательные задания планируются в течение года в зависимости от сезона и погодных условий.
В теплое время года большое внимание уделяется обучению играм с элементами:
волейбола – броски через сетку в парах;
баскетбола – ведение мяча левой и правой рукой, забрасывание мяча в баскетбольную корзину и т. д.
Футбол – какой мальчишка не любит играть в него, предложите ему игровые упражнения:
«жонглёр» - подбивание мяча подъёмом ноги (мяч находится в сетке, которую ребёнок держит перед собой);
«сильные ноги» - удары ногой по подвешенному мячу;
«прокати мяч в ворота» - прокатывание мяча друг другу между двумя стойками с расстояния 3-5 метров;
«почекань мяч о стену» - бросок мяча в стенку и приём отскочившего мяча под подошву;
«футбол вдвоём» - передача мяча друг другу, приём подошвой стопы.
Коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительно нравственно-волевых черт у детей. Изучая правила игры, ребёнок понимает, что с мячом действуют все, а не он один.
А так же бадминтон, настольный теннис, городки, катание на велосипеде самокате.
*Катание на самокате развивает динамическое равновесие, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, выносливость, укрепляет мышцы ног.
*Баскетбол – упражнения и игры с мячом развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обоих рук; увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, так же соединены элементы бега, прыжков, метания.
*Бадминтон – игры с воланом укрепляют костно-мышечный аппарат, тренируют мелкие мышцы рук, усиливают кровообращение, углубляют дыхание, тренируют глазомер, развивают ловкость, воспитывают выдержку.
Упражнения даются детям с постепенным усложнением.
В зимнее время года обучают ходьбе на лыжах, катанию на санках, на ледянках, на коньках, скольжению по ледяным дорожкам, спортивной игре в хоккей – это забей шайбу в ворота, проведение ее между конусами.
В процессе организации спортивных игр особое внимание должно уделяться чёткости выполнения заданий и взаимоотношениям детей. После усвоения ими правил спортивных игр и приобретения определённого двигательного опыта можно проводить игры-эстафеты и игры соревновательного характер.
Спортивные игры в детском саду не предусматриваю спортивных целей. В них решаются задачи всесторонней физической подготовки, содействия оздоровлению и закаливанию детей.
*Скольжение по ледяным дорожкам способствует воспитанию организованности, дисциплинированности, самостоятельности, смелости, решительности; развивается чувство равновесия.
*Катание на санках оказывает большое влияние на физическое развитие: укрепляются мышцы рук, плечевого пояса, ног, туловища. А сколько радости и пользы могут принести горки, с которых можно скатиться не только на санках, но и на ледянке, фанерке. Съехав с горки, малыш вновь забирается вверх. Это очень хорошая зарядка, которая тренирует легкие, укрепляет мышцы. И, что тоже важно, совершается пусть маленькая, но победа над страхом.
*Ходьба на лыжах – одно из самых доступных видов. Особенностью которого является комплексный характер воздействий: укрепляются основные группы мышц, в том числе и формирующие стопу ребёнка; оказывается положительное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную, нервную системы, координацию движений, развиваются пространственные ориентировки. Между тем без умелой помощи взрослого в овладении навыками передвижения на лыжах, поворотами, спусками, конечно, не обойтись. Прежде всего ребёнка следует научить самостоятельно надевать лыжи и без посторонней помощи подниматься после падения. Самое трудное – первые шаги. Главное – это помочь выработать скользящий шаг. Этим удобнее заниматься на накатанной лыжне, слегка наклонившись вперёд и перенося вес тела с ноги на ногу. Освойте простейшие повороты, спуски, подъёмы «ёлочкой» или «лесенкой». Научите простейшим способом торможения «плугом»: пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Про лыжи можно смело сказать: они всем возрастам покорны.
Занятия могут проводиться во время утреннего и вечернего пребывания детей на свежем воздухе всей группой одновременно, подгруппами, индивидуально, самостоятельно. Что способствует обогащению содержания детской деятельности на прогулке.