ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Пройдет совсем немного времени, и ваши дети станут первоклассниками. Каждый из вас уже задумывается о том, насколько успешной будет предстоящая учеба. И чтобы не было потом разочарований и огорчений, многие начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат буквы, делают первые шаги в чтении, готовят руку к письму. Но этого недостаточно. Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ будущего школьника.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Что это такое? Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы на слух и четко их различать.
Чем чревато несовершенство фонематического восприятия? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком.
Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
Для этого есть множество упражнений:
- развитие слухового внимания: что услышал за окном, что звучало, что я делал (а), прохлопай также как я;
- повторение слоговых цепочек ("Скажи как я");
- ма - мо - му - мэ - мы, ну - но - ны - на и другие сочетания слогов;
- выделение неправильно произнесенного слова: вагон - ва гон - фагон - вагон - вакон - вагом - вагон;
- игры в рифмы, сочинение коротких стишков;
- определение лишнего слога: па - па - ба - па, кы - гы - кы - кы и т.д.;
- нахождение слов с заданным звуком;
- выбор картинок с заданным звуком;
- "Аукцион слов" кто больше назовет слов с заданным звуком;
- определение первого, последнего звука в словах;
- игра "Цепочка": каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего;
- определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;
- "Буква заблудилась". Детям читают строки:
На пожелтевшую траву
Роняет ЛЕВ свою листву.
Маше БУДКА надоела,
Маша БУДКУ недоела.
- деление слов на слоги;
- звуко - буквенный анализ слогов, слов (определение количества звуков в слове, их последовательность, игры: "Назову звуки - ты составишь слово", "Превращалки" (дом - ком - лом - лоб - луб - лук), кроссворды, ребусы);
- различение (дифференциация) твердых - мягких звуков, звонких - глухих звуков, смешиваемых звуков (ш-с, з-ж, р-л).