Детская художественная литература в развитии и коррекции речи дошкольников
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Художественная литература развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение.
Об особенности языка детских книг говорил ещё Белинский: «Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка… Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…»
Такими «правильными» являются произведения Л.Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, - ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л.Н. Толстого нет назойливого назидания, навязчивого морализования, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.
Книги великого русского педагога и детского писателя К.Д. Ушинского также представляют большой интерес для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки, рассказанные им, сохраняя всю прелесть народных сказок, отличаются лаконичностью и выразительностью, написаны простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.
Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Таким образом, круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения фольклора– частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.
Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.
Важно отметить, что при чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Педагог фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Особую роль в речевом развитии играют и загадки. Процесс разгадывания обостряет внимание ребенка, приучает осознавать значение слова и правильно его употреблять. В старшей группе можно подводить детей к тому, чтобы они сами придумывали загадки. Однако это допустимо лишь в той группе, где систематически проводилась работа с загадками, и только в том случае, если дети привыкли внимательно наблюдать предмет и описывать его характерные признаки.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы; с выражением читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно богатый речевой запас.
Однако у детей с общим недоразвитием речи есть отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги; они обладают бедным словарным запасом. Им иногда бывает не понятен смысл текста. Ребёнок не может вспомнить начало большого произведения.
Художественная литература помогает вызвать интерес к коррекционным занятиям, развивает слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.
Произведения детской художественной литературы или их фрагменты на занятиях способствуют:
- развитию и совершенствованию связной речи детей;
- усвоению ими лексических и грамматических средств языка;
- формированию правильного произношения;
- совершенствованию артикуляционных навыков;
- сохранению слоговой структуры слов;
- развитию творческого воображения.
Обучение детей комплексам артикуляционной и пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением происходит более эмоционально и эффективно.
Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания используются следующие виды работ:
- ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира, художественной литературой, образными средствами языка;
- пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам;
- выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей и др.
Эффективность коррекционной работы с детьми определяется чёткой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе дефектолога и других специалистов. Дефектолог, воспитатели и другие специалисты предъявляют единые требования к ребёнку с речевыми отклонениями, при этом учитывается структура нарушения; осуществляется индивидуальный подход; закрепляются знания, умения и навыки на всех занятиях; всесторонне развивается личность дошкольника.
Одно из важнейших направлений коррекционной деятельности дефектолога – работа с родителями. Следует рассказывать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чём состоит коррекционная работа дефектолога, подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку и необходимость закрепления достигнутого.
Во взаимодействии с родителями целесообразно применять такие формы работы, как анкетирование; консультирование; оформление стендов с указанием лексической темы и соответствующего ей списка художественной литературы; проведение родительских собраний, открытых занятий и семейных праздников, литературных гостиных.
Таким образом, коррекционная работа очень важна. А использование художественной литературы позволяет стимулировать речевую и познавательную активность дошкольников, устранять их речевые и эмоциональные проблемы.
На коррекционных занятиях можно использовать элементы театрализации, игры для развития речи с использованием художественной литературы, артикуляционные сказки, логоритмические и пальчиковые упражнения в сопровождении стихотворных текстов.