Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с тнр

Дата: 7 декабря 2017 в 14:56, Обновлено 17 февраля 2021 в 07:43

ОРГАНИЗАЦИЯ   РАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР

В связи с укреплением позиций гуманистического направления образовательная среда учреждения образования предстает как многомерное пространство, адекватное потребностям современного дошкольника, соответствующее направлениям развития культуры общества.

Среда, окружающая ребенка и непосредственно влияющая на его развитие, должна быть, прежде всего, безопасной для маленького человека, способствовать укреплению его здоровья, созданию комфортных условий для образования ребенка на основе личностно – ориентированной модели воспитания. Первоочередная задача – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие индивидуальности ребенка, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития.

Дошкольное учреждение – это место, где ребенок получает опыт эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в важных для его развития сферах жизни. И возможность получения такого опыта расширяется при условии создания в группе развивающей образовательной среды, позволяющей включать в активную познавательную, творческую деятельность детей всей группы.

Педагогами давно доказан факт, что успешность школьного обучения определяется не наличием большого запаса знаний, а полученной в дошкольном детстве способностью самостоятельно извлекать из окружающей среды эти знания и аккумулировать их.

Каждый ребенок, обладая умением добывать из спонтанной, а также специально созданной взрослыми развивающей среды знания и применять их в жизни, обучает себя и других. Именно это позволяет развивать и совершенствовать детскую любознательность, инициативность, самостоятельность.

Создавая развивающую образовательную среду – реальную действительность, в условиях которой происходит становление личности ребенка, - педагоги стремятся сделать ее насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Однако никто лучше ребенка не знает, какое пространство жизнедеятельности оптимально и привлекательно для него. И если в свете личностно – ориентированной педагогики ребенок и педагог выступают как партнеры, то это положение должно быть реализовано и в совместном создании среды развития. Необходимо дать возможность ребенку участвовать в изменении среды, вновь и вновь создавая ее вместе с педагогом в соответствии со вкусом и настроением.

Принципы построения образовательной среды:

  • учет возрастных особенностей подразумевает выявление отличительных признаков в организации развивающей среды. Так, для детей 3 – го года жизни необходимо освобождать достаточное большое пространство, где они могут удовлетворять свою потребность в двигательной  активности. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол

Для детей 4 – го года жизни важны сюжетно – ролевые игры, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, т.к. эти дети стремятся быть похожими на взрослых.

Для детей 5 – го года жизни существенна потребность в игре со сверстниками, особенно в уединении, создании своего мира игру.

  • принцип функциональности среды заключается в заполнении востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые легко трансформируются
  • принцип динамичности заключается в том, что среда не может быть построена окончательно, не может быть  застывшей и неизменной, иначе она перестанет выполнять свою функцию. Из этого следует, что необходимо периодически изменять количественные и качественные характеристики среды развития дошкольника, вводя новые элементы
  • опережающий характер обучения  реализуется через организацию средовых ресурсов: 15% из них должны быть ориентированы на детей более старшего возраста (на 1 год). Это обеспечит перспективы для саморазвития  ребенка- дошкольника.
  • принцип активности, самостоятельности, творчества означает создание игровой среды, обеспечивающей ребенку мобильность, физическую и творческую активность. Этому способствуют: цветовой дизайн, применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных материалов, физкультурные комплексы и спортинвентарь, использование предметов – заместителей, обеспечение детей материалами для создания условий для художественного творчества

Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания воспитателя и учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Это подтверждается исследованиями психологов: на развива­ющийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развива­ющая среда.

Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, становится особенно актуальной в работе с детьми с нарушением речи.

В соответствии с основными задачами и принципами построе­ния предметно-развивающей среды для детей с ТНР в групповой комнате должна быть рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием подвиж­ных ширм-перегородок. Это позволит каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмо­ционального состояния, развития речевого общения.

Отставание от нормы в развитии речи у данной категории детей проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Довольно часто, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, про­пускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Для них мало доступен рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от усло­вий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Второе условие для речевой практики — общение, обеспечива­ющее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические мате­риалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

В зависимости от характера отклонений в развитии детей выде­ляются специфические задачи и требования к набору дидактиче­ского материала. Имеются и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

Остановимся на использовании дидактических игр и упражне­ний для развития речи.

Для обогащения словаря детей разработан разнообразный иллю­стративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викто­рины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, сла­бая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует давать предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использовать картины, муляжи, модели и схемы.

В практике речевого развития получила популярность в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Однако не всегда в работе с детьми с нарушением речи такие игры эффективно влияют на речевое развитие. Более прием­лемы следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т.д.

Для организации различных форм речевой деятельности при­меняются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений. Поэтому нужно, чтобы в кабинете развития речи были библиотека, фонотека, видеотека, наборы фильмов и диафильмов.

С целью формирования коммуникативной функции и обога­щения эмоциональной окраски речи выделяется специальный сек­тор для проведения занятий с применением пальчикового театра, перчаточных кукол. Сектор оборудован ширмой для кукольного театра. Здесь с детьми разыгрываются небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления, заучивание речевок, пословиц и поговорок; может быть оборудован видеосалон для просмотра видеофильмов, прослушивания аудиозаписей. Желательно иметь в кабинете компьютер и компьютерные программы по развитию речи: «Мир за гноим окном», «Состав слова», «Картина мира», «Видимая речь», «Дельфа-130», «Дельфа-142».

Учитывая особенности речевого развития детей с ТНР, повышен­ное внимание необходимо уделять обогащению речевой микросреды. Так, дети, не мешая друг другу, одновременно могут рассматривать и классифицировать карточки с изображением животных (домаш­них и диких животных Севера, жарких стран и др.), птиц, растений (сада, луга, поля, леса, огорода), решать кроссворды, рассматривать альбомы. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком. Библиотечка с набором художественной литературы по изучаемым темам, серия игр развивающего харак­тера, разнообразные игры по освоению элементов грамоты, развитию звукопроизношения помогают ребятам познавать окружающий мир и совершенствуют их речь, делая ее более содержательной и выразительной. Весь игровой материал должен быть эстетически оформлен. Такие игры позволяют не только решать проблемы развития речи, но и развивать внимание и память, поэтому каждая коробочка и карточки в ней выдерживаются в определенной цве­товой гамме. Для развития слухового анализатора применяются слуховые коробочки, с помощью которых дети определяют на слух, что в них находится: горох, пшено и др.

На занятиях воспитателю и учителю – дефектологу необходимо уделять внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выпол­нении графических заданий. Для этого используются различные упражнения, связанные с лексическими темами; задания на отвин­чивание и завинчивание пробок разной конфигурации; штриховка контуров, расположенных на клетках тетради; применяются посо­бия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо, вкладыши.

Стимулом для овладения письмом являются рисунки детей — предвестники письма и чтения. Обучение буквенному письму и должно строиться как переход от рисования предметов к «рисованию» речи.

Для повышения познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие развитию их интеллекта, знакомству с языком музыки, движений, с художественным словом. В группе может быть организована худо­жественно-творческая микросреда с различным материалом: посо­биями с использованием фланелеграфа, масками сказочных героев, музыкально-дидактическими играми, музыкальными инструмен­тами, в том числе фольклорными. Если в групповой комнате имеется подиум, он используется многофункционально: при организации нетрадиционных занятий, вечеров досуга, проведении сюжетно-ролевых игр, как сцена для исполнения детьми стихов и песен, для показа кукольных спектаклей и т.д.

В особом сундучке хранятся предметы ряженья: шляпы, кулоны, бусы, короны, платочки с кружевами и др. Все эти материалы побуждают ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно обща­ются друг с другом и со взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, особенно важно соблюдать принцип обеспечения индиви­дуальной комфортности и эмоционального благополучия воспи­танников. Каждый ребенок во время работы с материалами должен иметь свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике, за индивидуальным столом.

Игрушки, развивающая игровая среда являются средством не только получения новых знаний, но и применения их на практике, т.е. в игре. Успешной организации такого игрового пространства способствует использование предметно-игровых сред — «Лего», «Квадро», «Либерти», «Модуль-игра» и др. С их помощью дети могут перестраивать игровое пространство, создавая постройки и наде­ляя их той или иной функцией.

Эффективное упражнение для развития речевого общения детей — работа перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы. Предлагаются задания типа «Посмотри на свою улыбку в зеркале», «Расскажи стихотворение», «Расскажи о себе», «Спой песню». Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

Важную роль в организации речевой деятельности играет про­ведение литературных салонов. Здесь дети слушают записи произведений, выступают сами, демонстрируют перед родителями и воспринимают образцы красивой литературной речи. Могут быть организованы также вечера шуток, юмора, смеха, вечера задушевных бесед и воспоминаний о праздниках, прошедших в детском саду, беседы о днях рождения, летнем отдыхе, семейных праздниках, экскурсиях и походах с просмотром фотографий, сувениров и других памятных вещей и подарков, связанных с этими событиями. Подобные беседы благоприятно влияют не только на развитие речи, но и на совершенствование речевого общения. В свойственной им атмосфере психологического комфорта, непринужденности и общего позитивного настроя у участников естест­венно усиливается эмоциональная окрашенность речи, появляется свобода изложения, возникает непроизвольный интерес к обмену информацией. Ведь поделиться приятными воспоминаниями с друзьями — значит не только найти у них положительный отклик в конкретной ситуации, но и стать ближе и понятнее друг другу. А это и есть путь к становлению свободной коммуникативной речи как средства активной социальной адаптации.

Развивающая среда специальной группы для детей с ТНР

Микрозона

Оборудование

Цели

Раздевалка

1.   Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (фотографиями и именами детей) скамейки

2. Информационные стенды для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях)  «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе), «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях проводимых в группе), «Не скучайте<sup>1</sup>» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий по разным разделам программы), «С днем рождения!», мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления)

1.    Закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желания помогать друг другу

2.    Закрепление коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью

3.    Привлечение родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы, создание единого сообщества педагогов и родителей

    Уголок

"Учимся конструировать"

1. Мозаики крупные, средние и мелкие, конструкторы типа «Лего» крупные, средние и мелкие, пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застежками, волчки, игрушки-трансформеры, матрешки, мешочки с различными наполнителями для леребирания

1.    Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, пальцевой моторики, творческой инициативы

   2. Совершенствование навыка работы по заданной схеме, модели, чертежу

 3.  Создание условий для усвоения пространственной лексики

Уголок

"Наша библиотека"

1.    Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван

2.    Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики, книги по интересам о достижениях в различных областях Книги, знакомящие с культурой русского народа сказки, загадки, потешки, игры

3.    Папки с предметными и сюжетными картинками по двум-трем изучаемым лексическим темам

4.    Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам

1.    Освоение родного языка

2.    Приобщение к общечеловеческим ценностям

3.    Воспитание духовной культуры

4.    Формирование представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой

5.    Воспи гание патриотических чувств, чувства любви к родному городу

 Уголок

"Играем в театр"

1.   Большая и маленькая ширма

2.   Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок «Теремок», «Зайкина избушка», «Лиса, заяц и петух», для «Разноцветных сказок» Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержне вой, кукольный, перчаточный, настольный)

1.    Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений

2.    Формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса интонации дикции

Уголок

"Учимся строить" 

1.    Крупный строительный конструктор

2.    Средний строительный конструктор

3.    Мелкий строительный конструктор

4.    Тематические строительные наборы «Город» «Мосты», «Кремль»

5.    Игра «Логический домик»

6.    Нетрадиционный материал картонные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками

7.    Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки)

8.    Транспорт мелкий, средний, крупный

9.    Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт)

10.  Простейшие схемы построек и алгоритмы их выполнения, закрепляемые на ковролиновом полотне

1.    Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, творческого воображения

2.    Формирование зрительно-двигательной координации

3.    Совершенствование навыка планирования действий

4.    Закрепление умения работать по заданной схеме, модели

Уголок

"Учимся

считать"

1.    Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки)

2.    Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна

3.    Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры

4.    Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски

5.    «Волшебные часы»,счеты, счетные палочки

1.    Ознакомление с составом числа

2.    Закрепление навыков счета в пределах десяти

3.    Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости

4.    Закрепление навыка сравнения множеств, уравнивания множеств

 Уголок

художественного

творчества

1.    Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, пластилин

2.    Цветная и белая бумага, картон, обои наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка

3.    Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам, клейстер

4.    Наборное полотно, доска, панно из ковролина, магнитная доска

5.    Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись»

1.    Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации

2.    Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов

3.    Развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии

4.    Освоение новых способов работы с акварелью (по мокрому, по сухому, кляксография, монотипия) Обучение составлению узоров по мотивам городецкой хохломской и жостовской росписи

Уголок "Наша

лаборатория"

1.    Природный материал песок, вода глина камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды кора деревьев, мох, листья и т п

2.    Сыпучие материалы желуди, фасоль горох манка, мука, соль

3.    Емкости разной вместимости, ложки, лопатки палочки, воронки, сито

4.    Микроскоп, лупы

5.    Медицинские материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата марля шприцы без игл)

6.    Передники, нарукавники

7.    Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов

8.  Календарь природы

9.  Комнатные растения (кактусы, толстянка, бегонии сенполия камнеломка, герань, розан, фиалка бальзамин)

10.  Лейки опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки

11.  Аквариум с рыбками

1.    Расширение чувственного опыта ребенка

2.    Формирование первичных естественнонаучных представлений

3.    Формирование способов познания путем сенсорного анализа

4.    Развитие наблюдательности любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)

5.    Формирование измерительных навыков

6.    Формирование комплексного алгоритма обследования предметов

Музыкальный

уголок 

1.   Инструменты металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино бубен, губная гармошка, гармошка

2.   Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок и музыки для детей, голосов птиц и т п

1.    Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности

2.    Совершенствование навыка игры на металлофоне гармошке губной гармошке 

Физкультурный

уголок 

1.    Мячи большие малые, средние

2.    Обручи

3.    Толстая веревка или шнур

4.    Флажки

5.    Гимнастические палки

6.    Кольцеброс

7.    Кегли

8.    «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий

9.    Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках»

10.  Детская баскетбольная корзина

11.  Длинная скакалка

1.   Развитие ловкости координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий

2.   Формирование правильной осанки

3.   Обучение согласованным действиям

4.   Закрепление умения бросать и ловить мяч

5.   Развитие быстроты выносливости, ловкости, точности, выдержки настойчивости

6.   Развитие умения быть организованными

      Уголок "Мы играем" 

1.    Кукольная мебель

2.    Игрушечная посуда

3.    Куклы

4.    Коляски для кукол

5.    Комппекты одежды для кукол

6.    Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад» «Магазин», «Доктор», «Моряки», «Зоопарк», «Аптека», «Парикмахерская» и др

7.    Атрибуты для ряженья (шляпы очки бусы шарфы, сарафаны, юбки и т п )

8.    Предметы-заместители 

1.    Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры

2.    Воспитание коммуникативных навыков желания объединиться для совместной игры соблюдать в игре определенные правила

3.    Развитие творческого воображения фантазии, подражательности, речевого творчества

Уголок

"Будем говорить

Правильно»

 1.    Зеркало, стульчики или скамеечка

2.    Полка или этажерка для пособий

3.    Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки, игрушки из полиэтиленовой пленки)

4.    Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат

5.    Цветовые сигналы разных цветов

6.    Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений (разноцветные фишки, магниты)

7.    «Светофоры» для определения места звука в слове

8.    Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений, например игры из серии «Играйка» (Нищева Н.В Играйка Дидактические игры для развития речи дошкольников Вып 1 2 3 СПб, 2003)

9.    Картотека словесных игр по обучению словообразованию Подборка игр по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом'», «Кто за забором<sup>7</sup>», «Собери семейку» и др

1.    Воспитание правильного физиологического дыхания

2.    Формирование мягкой атаки голоса

3.    Закрепление в речи чистого произношения свистящих и шипящих звуков, их дифференциации

4.    Формирование правильной артикуляции сонорных звуков, их дифференциации

5.    Обучение различным способам слово образования

6.    Формирование грамматически правильной речи

Только творческий педагог сможет создать такую среду, в которой детям будем комфортно и тепло.

Подготовили:

Заместитель заведующего по основной деятельности

Филимонова Наталья Викторовна

Воспитатель дошкольного образования

Скороход Оксана Николаевна

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.