Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Картотека игр на снятие мышечного напряжения

Дата: 7 декабря 2017 в 15:00, Обновлено 7 декабря 2017 в 18:03

                                                              

К 1

Релаксационные упражнения

Загадочные сны

Тренинг развития воображения, произвольности движений.

Данные тренинговые упражнения способствуют релаксации, поэтому их целесообразно предлагать не только на занятиях, но и для расслабления и отдыха. Как правило, педагог заранее планирует подобные упражнения, однако их можно начинать и спонтанно, в зависимости от состояния и настроения детей.

Тихий сон

Дети лежат на полу (на ковре) и отдыхают, слушая музыку (можно представить какую-либо красивую картинку: пейзаж, уютную обстановку дома вместе с мамой, и др.).

Добрый сон

Тренинг проводится аналогично предыдущему варианту. Только этот становится еще более приятным, потому что «приходит добрая Фея» (ребенок или взрослый), которая обходит всех и тихо шепчет каждому доброе слово или доброе пожелание.

Крепкий сон

Тренинг проводится аналогично предыдущему варианту. Глаза у детей закрыты. Педагог подходит к каждому ребенку и поднимает его руку или ногу, проверяя, насколько они расслаблены. (Тренинг на умение владеть своим телом.)

К 2

Чуткий сон

Дети лежат на полу на спине, «руки по швам». Глаза у детей закрыты. Педагог называет движения, дети их выполняют.

Например: «Поднимите правую ногу, опустите. Поднимите обе руки, похлопайте в ладоши»…

Сон-фантазия

Дети лежат на полу свободно. Глаза могут быть закрыты или открыты. Под музыку дети сочиняют сон. После того как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели» (нафантазировали) во сне.

К 3

Игры на мышечное напряжение и расслабление.

1. «Деревянные и тряпичные куклы»

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излиш­нее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками по­ворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова повора­чивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколь­ку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

2. «Цветочек»

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солныш­ко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в лок­тях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голо­ве и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

3. «Веревочки»

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачива­ются, пока не остановятся. Активно раскачивать ру­ками после падения не следует. Можно подсказать иг­ровой образ: ронять руки, как веревочки.

К 4

4. «Стряхнуть воду с платочков»

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

5. «Незнайка»

Поднять плечи как можно выше, затем дать им сво­бодно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

6. «Крылья самолета и мягкая подушка»

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов паль­цев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опус­титься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно со­гнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

7. «Мельница»

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: пос­ле быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобож­даются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколь­ко раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается пра­вильное круговое движение и появляется угловатость.

К 5

8. «Маятник»

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обрат­но. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибает­ся. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раска­чивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

9. «Паровозики»

Круговые движения плечами. Руки согнуты в лок­тях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное нетороп­ливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, лок­ти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желатель­но, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед  т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

К 6

10. «Кошка выпускает когти»

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кис­ти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). За­тем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движе­ние повторяется несколько раз безостановочно и плав­но, но с большим напряжением. Позднее в упражне­ние следует включить движение всей руки — то сги­бая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрям­ляя всю руку («кошка загребает лапками»).

11. «Великаны и гномы»

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на по­лупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перено­ся тяжесть на пятки.

 

К 1

Релаксационные упражнения

Загадочные сны

Тренинг развития воображения, произвольности движений.

Данные тренинговые упражнения способствуют релаксации, поэтому их целесообразно предлагать не только на занятиях, но и для расслабления и отдыха. Как правило, педагог заранее планирует подобные упражнения, однако их можно начинать и спонтанно, в зависимости от состояния и настроения детей.

Тихий сон

Дети лежат на полу (на ковре) и отдыхают, слушая музыку (можно представить какую-либо красивую картинку: пейзаж, уютную обстановку дома вместе с мамой, и др.).

Добрый сон

Тренинг проводится аналогично предыдущему варианту. Только этот становится еще более приятным, потому что «приходит добрая Фея» (ребенок или взрослый), которая обходит всех и тихо шепчет каждому доброе слово или доброе пожелание.

Крепкий сон

Тренинг проводится аналогично предыдущему варианту. Глаза у детей закрыты. Педагог подходит к каждому ребенку и поднимает его руку или ногу, проверяя, насколько они расслаблены. (Тренинг на умение владеть своим телом.)

К 2

Чуткий сон

Дети лежат на полу на спине, «руки по швам». Глаза у детей закрыты. Педагог называет движения, дети их выполняют.

Например: «Поднимите правую ногу, опустите. Поднимите обе руки, похлопайте в ладоши»…

Сон-фантазия

Дети лежат на полу свободно. Глаза могут быть закрыты или открыты. Под музыку дети сочиняют сон. После того как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели» (нафантазировали) во сне.

К 3

Игры на мышечное напряжение и расслабление.

1. «Деревянные и тряпичные куклы»

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излиш­нее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками по­ворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова повора­чивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколь­ку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

2. «Цветочек»

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солныш­ко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в лок­тях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голо­ве и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

3. «Веревочки»

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачива­ются, пока не остановятся. Активно раскачивать ру­ками после падения не следует. Можно подсказать иг­ровой образ: ронять руки, как веревочки.

К 4

4. «Стряхнуть воду с платочков»

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

5. «Незнайка»

Поднять плечи как можно выше, затем дать им сво­бодно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

6. «Крылья самолета и мягкая подушка»

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов паль­цев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опус­титься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно со­гнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

7. «Мельница»

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: пос­ле быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобож­даются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколь­ко раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается пра­вильное круговое движение и появляется угловатость.

К 5

8. «Маятник»

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обрат­но. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибает­ся. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раска­чивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

9. «Паровозики»

Круговые движения плечами. Руки согнуты в лок­тях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное нетороп­ливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, лок­ти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желатель­но, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед  т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

К 6

10. «Кошка выпускает когти»

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кис­ти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). За­тем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движе­ние повторяется несколько раз безостановочно и плав­но, но с большим напряжением. Позднее в упражне­ние следует включить движение всей руки — то сги­бая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрям­ляя всю руку («кошка загребает лапками»).

11. «Великаны и гномы»

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на по­лупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перено­ся тяжесть на пятки.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.